Требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы — пункт технического задания на автоматизированную систему, разрабатываемого согласно ГОСТ 34.602. Как элемент иерархической структуры техзадания может быть представлен так: Требования к системе (разд. 4) ⇨ ...в целом (подр. 4.1) ⇨ ...к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы (п. 4.1.2). Чем же заполнять данный пункт? Редакция от 14.12.2024.
Создан 29.03.2018 9:24:33
Из толкового словаря
ЧИСЛЕННОСТЬ, численности, мн. нет, жен. (книжн.). Количественный размер, численный состав. «С развитием капитализма в России быстро росла численность промышленного пролетариата.» История ВКП(б). Численность населения. Численность войска.
О численности и квалификации применительно к жизненным реалиям
Президент РФ во вполне обозримом прошлом четко обозначил метод цифровизации экономики как одну из возможностей повышения эффективности, производительности, результативности, — всего хорошего, а также снижения уровня бюрократизации, коррупции и пр. (всего плохого). Смотрим перечисления 1 и 3 1.1.2 ГОСТ 24.104–85 и делаем выводы — Президент прав. Проблема численности актуальна во все времена.
Численность «эффективных менеджеров» следует снижать самым жесточайшим образом, что однозначно обеспечит повышение качества управления. А лучше вообще сбрасывать их в ущелье Кеадас сразу после рождения, как это делалось в Спарте 😮
В чем их вина? А в том, что они преследуют «извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности», причем любым путем, шагая по головам, желая выжать побыстрее и побольше, а дальше — хоть трава не расти. Таких еще принято называть «успешными».
В чем их беда? Они отравлены управленческим образованием «прозападного облегченного полевого образца» типа МВА. Они уже не русские, не татары, не евреи, они — тупые бездушные манекены, им наплевать на все и на вся ради собственного кармана.
Управленческое образование должно быть ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВТОРЫМ высшим, дополнением к первому ВЫСШЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ, поскольку публика, не имеющая толкового базового образования, губит все благие начинания на корню.
Свиноводством должен управлять свиновод, получивший ПЕРВЫМ ВЫСШЕЕ СВИНОВОДЧЕСКОЕ образование, и только второе высшее — в части управления, медициной — только врач, космосом — только космонавт. Достаточно уже волюнтаризма, «голых» или «чистых» управленцев–образованцев к управлению допускать категорически нельзя, если, конечно, сверху не поставлена задача по–быстрому превратить все в руины.
Приятным исключением является генерал Шойгу, сумевший, обладая всего лишь дипломом инженера–строителя, с нуля поднять МЧС и держать на должном уровне Минобороны РФ. Был еще и генерал Ромодановский, по первому образованию врач–патологоанатом, великолепно руливший Федеральной миграционной службой, но «эффективные менеджеры» ее загубили, переподчинив МВД. И снова только в одной Москве «беженцев» уж точно не меньше, чем в целой Европе.
О цифровой экономике упоминалось и на нашем портале, в частности, в п. 6.3.3 книги Автоматизация разработки технической документации с применением AuthorIT. Учебное пособие (в конце 2006 г.), а также здесь и здесь. Только формулировочка была иная, в виде призыва «решать организационные проблемы техническим путем». Да видит Бог, кто–то из кремлевских спичрайтеров или сотрудников аналитических служб аппарата Президента периодически изучает наш скромный ресурс... Им даже не потребовалось, чтобы САМ Швыдкой одобрил создание и деятельность группировки «Техническая документация» 🤣
Авторы картинки, цельнотянутой из сети (наши извинения, сами рисовать не обучены), правы в самом главном: цифровая экономика — это новое регулирование, замена части бюрократического аппарата, создающего организационную и управленческую неразбериху как благодатную почву для коррупции, техническими средствами, включая цифровые. Цифровые технологии трудно коррумпировать, разве что скупить на корню всех админов 😮 Но непонятка пока, как быть с электронной цифровой подписью и защищенными информационно–телекоммуникационными сетями в масштабе всей страны.
Но к делу. Помимо требований, ожидающих формулировки в ТЗ, есть еще и проектные решения, которые должны этим требованиям соответствовать. В частности, в документах «Пояснительные записки к эскизному, техническому проектам» (П1 и П2 по ГОСТ 34.201–89) есть решения по численности, квалификации и функциям персонала АС, режимам его работы, порядку взаимодействия, см. перечисление 4 2.2.4 РД 50–34.698–90. В требованиях функции персонала и порядок его взаимодействия не упоминаются, поэтому придется создать их в ТЗ самостоятельно.
Далее: |
4.1.2.1 Требования к численности персонала
Итак, вводное общее требование — 4.2 Штаты АСУ должны быть укомплектованы персоналом, удовлетворяющим требованиям п. 1.3 [из 4.2 ГОСТ 24.104–85], про АСУ забываем, здесь и далее подразумеваем АС.
Какие–либо общие требования к численности персонала в стандартах не обнаружены, зато есть требования к квалификации (подготовленности), см. 1.3.1 ГОСТ 24.104–85, которые с легкостью необыкновенной можно и нужно адаптировать под численность, как–то так: «Численность персонала АС должна обеспечивать эффективное функционирование системы во всех заданных режимах». Что касается режимов, то речь, конечно, идет как о режимах функционирования системы, так и о режимах работы персонала. Готовим формулировку.
Численность персонала должна обеспечивать:
- эффективное функционирование системы во всех заданных режимах с учетом параметров готовности и продолжительности ремонта (ну не может система во время ремонта столь же эффективно функционировать, как в штатном режиме);
- полную занятость персонала при выполнении обязанностей по эксплуатации АС (бездельники и прочий балласт никому не нужны).
Наверное, этого будет предостаточно.
4.1.2.2 Требования к квалификации персонала
Общие вводные требования у нас уже имеются.
Из толкового словаря
КВАЛИФИКАЦИЯ, квалификации, жен. (спец.).
- только ед. Действие по гл. квалифицировать. Заниматься квалификацией труда.
- Оценка и обозначение сортов и качеств товара (торг.).
- Степень годности к какому–нибудь ремеслу, виду труда, исполнительского искусства. Переводчик большой квалификации (или с большой квалификацией). Иметь высшую квалификацию.
Общественное признание, удостоверение той или иной степени этой годности (офиц.). Добиться квалификации. А квалификация у вас есть? Квалификация вагоновожатого.
Требования стандартов
1.3.1 Квалификация персонала АСУ должна обеспечивать эффективное функционирование системы во всех заданных режимах [из 1.3.1 ГОСТ 24.104–85].
1.3.3 Каждое лицо, входящее в состав персонала АСУ, должно уметь применять соответствующие информационные модели и работать с используемыми им техническими средствами и документацией, определяющей порядок его деятельности [из 1.3.3 ГОСТ 24.104–85].
12 Каждое лицо, входящее в состав персонала, должно обладать:
- знаниями, объем и глубина которых позволяет ему выполнять все действия (взаимодействия), входящие в соответствующие автоматизированные и взаимосвязанные с ними неавтоматизированные функции АСУ ТП, а также принимать правильные решения в аварийных ситуациях или при других нарушениях нормальной эксплуатации;
- отработанными навыками, позволяющими с заданными безошибочностью и быстродействием выполнять все действия и взаимодействия.
[из 12 прил. 1 ГОСТ 24.104–85]
Далее: |
4.1.2.2.1 Требования к подготовке персонала
4.1.2.2.1 Требования к подготовке персонала — 1.3.2 Персонал АСУ должен быть подготовлен к выполнению своих обязанностей в соответствии с инструкциями организационного обеспечения [из 1.3.2 ГОСТ 24.104–85].
Есть еще и 2.2.5 РД 50–34.698–90, в перечислении 2 которого предусмотрены мероприятия по обучению и проверке квалификации персонала. Необходимо привести их к виду требований.
4.1.2.2.2 Требования к проверке знаний персонала
4.1.2.2.2 Требования к проверке знаний персонала — приводятся требования к порядку:
- проверки знаний персонала;
- подтверждения квалификации персонала;
- допуска его к работе.
4.1.2.2.3 Требования к функциям и порядку взаимодействия персонала
1.7.3 Требования к распределению обязанностей среди персонала, участвующего в функционировании АСУ в режиме реального времени, определяют с учетом требований п. 11 обязательного приложения 1 [из 1.7.3 ГОСТ 24.104–85].
11 Обязанности между операторами должны быть распределены с учетом:
- участия персонала в выполнении неавтоматизированных функций системы и ее взаимодействии с другими системами;
- установленного отраслевыми нормативно-техническими документами допустимого уровня психофизиологической и эмоциональной нагрузки операторов, связанной с выполнением возлагаемых на каждого из них обязанностей и его ответственности за итоговые и промежуточные результаты работы, а также требуемого уровня его активности в процессе работы.
[из 11 прил. 1 ГОСТ 24.104–85]
4.1.2.3 Требования к режимам работы персонала
Из толкового словаря
РЕЖИМ
Условия работы, деятельности, существования чего–н. (тех. и науч.). Рабочий режим машины. Растению нужен совсем иной режим. Режим реки. Исследование режима Северного моря. Режим оползней. Ветровой режим.
РАБОТА — Действие по глаг. работать; то, чем кто–н. занят, занятие, труд. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством. Конституция СССР. Научная работа. Воспитательная работа. Педагогическая работа. Физическая, умственная работа.
4.1.2.3 Требования к режимам работы персонала определяются Трудовым кодексом (ТК РФ), частью третьей, статьями 56–250, рабочее время — статьями 91–105.
4.1.2.4 Роли и категории персонала
В настоящее время в моде всяческие ролевые игры между участниками проекта (вплоть до харрасмента 🤣), но все это какое–то ISO'шно–мутное, поэтому приятнее оперировать категориями персонала.
Весь персонал АС, с учетом различий в уровне требований к его квалификации, условно может быть разделен на перечисленные ниже категории:
- конечные пользователи, применяющие реализуемые АС средства автоматизации и автоматизированные функции в своей деятельности;
- системные администраторы — персонал АС, в обязанности которого входит решение задач администрирования (изменение общесистемных настроек, ведение справочников и списка пользователей, регулирование прав доступа пользователей к информации и операциям над ней, а также контроль над сохранностью и целостностью информации в базах данных);
- специалисты технической поддержки;
- эксплуатационный персонал, обеспечивающий функционирование технических средств АС.
Как–то так...