Требования к режимам функционирования системы — подпункт технического задания на автоматизированную систему, разрабатываемого согласно ГОСТ 34.602. Как элемент иерархической структуры техзадания может быть представлен так: Требования к системе (разд. 4) ⇨ ...в целом (подр. 4.1) ⇨ ...к структуре и функционированию системы (п. 4.1.1) ⇨ ...к режимам функционирования системы (пп. 4.1.1.4). Чем же заполнять данный подпункт? Редакция от 13.12.2024.
Создан 24.03.2018 12:03:58
Почему 4.1.1.4, а не 4.1.1.1? А потому, что является 4–м перечислением 2.6.1.1 ГОСТ 34.602–89.
Такая жесткая нумерация заголовков технического задания на АС не является сверхобязательной, поскольку 2.2 ГОСТ 34.602 допускает вводить дополнительные, исключать или объединять подразделы ТЗ, вследствие чего нумерация в документе может попросту «поплыть». Тем не менее, она является желательной, ибо п. 3.1 ГОСТ 34.602–89 гласит так: 3.1 Разделы и подразделы ТЗ на АС должны быть размещены в порядке, установленном в разд. 2 настоящего стандарта [из 3.1 ГОСТ 34.602–89].
Разгильдяй, конечно же, эти несколько взаимоисключающие друг друга требования попросту проигнорирует, а человек ответственный, причем далеко не перфекционист, исключать уж точно ничего не станет, а просто напишет в «незаполненных» структурных единицах техзадания что–то вроде «требования не предъявляются». И будет стопроцентно прав.
Теперь смотрим, какие режимы функционирования автоматизированной системы предусмотрены действующими стандартами в части надежности, доступности, ресурсов, технического обслуживания и т.д.
4.1.1.4.1 Требования к режимам функционирования системы в части надежности
По режимам применения (функционирования) изделия подразделяют на:
- изделия непрерывного длительного применения;
- изделия многократного циклического применения;
- изделия однократного применения (с предшествующим периодом ожидания применения и хранения).
[из 3.3.3 ГОСТ 27.003–90].
Коль скоро автоматизированная система создается разработчиком, то является она вполне себе рукотворным (и мозготворным) изделием, а потому приведенная выше цитата из ГОСТ 27.003 очень даже уместна.
Очевидно, что большинство автоматизированных систем функционирует в режиме непрерывного длительного применения, к таким относятся, к примеру, всевозможные Интернет–порталы, которые «на ночь никто не выключает». Если речь идет о многократном циклическом использовании, по типу стойки шасси, то в таком режиме иногда работают некие корпоративные информационные системы, администраторы которых предпочитают в нерабочее время отключать серверы, исходя из различных соображений, — будь то экономия электроэнергии или еще какие–то. В том числе и из соображения привязки к требованиям к режимам работы персонала.
Автоматизированные системы, применяющиеся однократно, автору почти не встречались.
4.1.1.4.2 Требования к режимам функционирования системы в части доступности
Доступностью в широком смысле слова является Свойство услуги быть предоставленной тогда, когда это необходимо пользователю [из 3.4 ГОСТ Р 56087.2–2014]. Пользователю может взбрести в голову обратиться за услугой в любое время дня и ночи, поэтому в технических заданиях часто встречаются формулировки типа «Система должна обеспечивать свое бесперебойное функционирование в режиме 365/7/24», что означает круглый год, семь дней в неделю и 24 ч в сутки.
Что ж, вполне себе честная формулировка.
4.1.1.4.3 Требования к режимам функционирования системы в части ресурсов
Здесь речь пойдет не о ресурсах как наработке, сроке службы и т.д., а как о ресурсоемкости. Ресурс вычислительной сети — Программное, техническое, информационное и (или) организационное (ые) средство (а) вычислительной сети, предназначенное (ые) для решения задач пользователей [из 8 ГОСТ 24402–88]», ресурсоемкость ПО — «Совокупность свойств программного средства, характеризующая объемы используемых при его функционировании ресурсов и продолжительность их использования [из 4.2 прил. 2 ГОСТ 28806–90].
Говорят, для того, чтобы коровка меньше ела и давала больше молока, ее надо реже и меньше кормить, но чаще доить. Применительно к режимам функционирования системы это не совсем так, поскольку вычислительные ресурсы трудно назвать неисчерпаемыми. Поэтому многие, перечисляя режимы работы системы, исходят от ее загруженности, указывая:
- штатный режим — степень загруженности составляет 20–40 % от полной производительности;
- режим повышенной готовности — степень загруженности составляет 50–70 % от полной производительности;
- критический режим, когда загрузка совсем уже зашкаливает.
4.1.1.4.4 Требования к режимам функционирования системы в части технического обслуживания
Техническое обслуживание может представлять собой много чего и проводиться по разному. Соответственно и режимы функционирования:
- сервисный режим (для проведения обслуживания, реконфигурации и обновления технических или программных средств системы);
- автономный режим с ограничением функций (при временном отсутствии взаимодействия между компонентами системы);
- тестовый режим.
Здесь тоже все очевидно.
4.1.1.4.5 Требования к режимам функционирования системы «от балды»
4.1.1.4.5 Требования к режимам функционирования системы «от балды» тоже (в той или иной степени) имеют право на существование:
- диалоговый режим — Режим взаимодействия человека с системой обработки информации, при котором человек и система обмениваются информацией в темпе, который соизмерим с темпом обработки информации человеком [из 43 табл. 1 ГОСТ 15971–90] — в нашем случае явно мимо денег;
- интерактивный режим — Режим взаимодействия процесса обработки информации системы обработки информации с человеком, выражающийся в разного рода воздействиях на этот процесс, предусмотренных механизмом управления конкретной системы и вызывающих ответную реакцию процесса [из 42 табл. 1 ГОСТ 15971–90] — туда же;
- режим реального времени — Режим обработки информации, при котором обеспечивается взаимодействие системы обработки информации с внешними по отношению к ней процессами в темпе, соизмеримом со скоростью протекания этих процессов [из 45 табл. 1 ГОСТ 15971–90] — снова туда же;
- неавтоматизированный режим — Режим выполнения функции АС, при котором она выполняется только человеком [из 4.12 ГОСТ 34.003–90] — тот самый случай, когда что–то ломается, происходит частичный отказ системы. К примеру, отказали каналы связи АИИС КУЭ со счетчиками электроэнергии, поэтому показания расхода электроэнергии собираются вручную выездной бригадой — в тему;
- ненормальный режим — Режим работы, при котором оборудование (установка, прибор и т.д.), работает в условиях, отличных от нормальной эксплуатации, или не в соответствии со своим назначением и инструкцией изготовителя [из 3.4.82 ГОСТ Р 12.1.009–2009] — тоже в тему;
- нормальный режим — Режим работы, при котором оборудование (установка, прибор и т.д.) работает в условиях нормальной эксплуатации и в соответствии со своим назначением и инструкцией изготовителя при подсоединении к сети питания [из 3.4.81 ГОСТ Р 12.1.009–2009] — однозначно в тему.