Как писать технико–экономическое обоснование (ТЭО)? Да элементарно, достаточно всего лишь открыть ГОСТ 24.202–80 Система технической документации на АСУ. Требования к содержанию документа «Технико–экономическое обоснование создания АСУ», хоть он (якобы) и не действует в РФ, а затем тупо и формально следовать тексту стандарта, поскольку какой–либо полноценной ему замены (скорее всего) не существует, но технико–экономические обоснования никто еще не отменял. Лучше уж так, чем гнать в качестве технико–экономического обоснования всяческую отсебятину. Редакция от 09.12.2024.
Создан 19.12.2016 13:08:53
Отсутствие полноценной замены многим переставшим действовать советским стандартам — это, мягко говоря, диверсия со стороны органов по стандартизации. Так, к примеру, ГОСТ 22352–77 Гарантии изготовителя. Установление и исчисление гарантийных сроков в стандартах и технических условиях. Общие положения, также утратил силу в РФ (а недавно снова стал действующим). Так что делать–то разработчикам, ведь гарантийные обязательства, как и технико–экономические обоснования, никто не отменял?! Только пользоваться утратившими силу, но без упоминаний о них непосредственно в текстах разрабатываемых документов.
Но вернемся к теме и откроем ГОСТ 24.202, начнем с общих положений. Согласно п. 1.1 ГОСТ 24.202-80 документ «Технико-экономическое обоснование создания АСУ» (ТЭО АСУ) предназначен для обоснования производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания или развития АСУ (далее — создания АСУ).
Таким образом, назначение документа становится более чем очевидным. Для конкретики имеет смысл обратиться к системам электронного документооборота, к которым относятся практически любые прикладные системы, будь то бухгалтерские, учета кадров и им подобные. Совершенно ясно, что бухгалтерия в классическом ее «бумажном» ее виде не слишком эффективна, — это когда тетеньки с толстенными задницами или дяденьки в нарукавниках носятся с бумажными документами, передавая их друг другу, заполняют вручную кучу всяких журналов учета, совершая при этом массу ошибок и создавая полную организационную неразбериху.
Как указывалось нами в предыдущих статьях, любые организационные проблемы необходимо решать (техническим путем, путем автоматизации, снижая, тем самым, долю ручного труда), — в этом и состоит производственно–хозяйственная необходимость. Теперь о технико–экономической целесообразности: любая грамотная и толковая автоматизация каких–либо процессов деятельности всегда приводит к повышению экономической эффективности данной деятельности, за вычетом, разумеется, всевозможных затрат. Все просто.
Далее. Согласно п. 1.4 ГОСТ 24.202–80 для вновь проектируемых и строящихся объектов управления исходные данные, необходимые для написания разделов и подразделов документа ТЭО АСУ, определяют на основе анализа объектов-аналогов. Объекты–аналоги сейчас модно называть прототипами, их анализ необходим, поскольку всегда проще создавать что–либо не с нуля, а на основе уже имеющегося опыта, отечественного и (или) зарубежного.
И, наконец, не следует смущаться, что речь в ГОСТ 24.202–80 идет о технико–экономическом обосновании создания АСУ. АСУ — это просто один из подвидов автоматизированной системы, так что ТЭО на АСУ вполне применимо к любой АС.
Далее: |
О составе и содержании технико–экономического обоснования (ТЭО)
Согласно п. 2.1 ГОСТ 24.202–80 документ ТЭО АСУ должен содержать следующие разделы:
- введение;
- характеристика объекта и существующей системы управления;
- цели, критерии и ограничения создания АСУ;
- функции и задачи создаваемой АСУ;
- ожидаемые технико-экономические результаты создания АСУ;
- выводы и предложения.
Что может быть неочевидным в этом требовании? Да все очевидно, надо просто создать перечисленные выше разделы, причем стилем заголовков 1–го уровня, если кто–то еще пользуется вордом. Стиль, кстати, разными стандартами определяется по–разному — так и вот так.
Введение
Согласно п. 2.2 ГОСТ 24.202–80 «Введение» должно содержать следующие сведения по технико-экономическому обоснованию создания АСУ:
- основание для проведения работ;
- наименование организации–заказчика;
- наименование организаций–участников работ;
- сроки начала и окончания работ;
- источники, объемы, порядок финансирования работ;
- перечень нормативно-технических документов, методических материалов, использованных при проведении ТЭО.
Раз должно содержать — так пусть содержит. Создаем перечисленные выше подразделы введения, но только уже заголовками 2–го уровня.
Основание для проведения работ (по разработке технико–экономического обоснования — ТЭО)
Основание для проведения работ (по разработке технико–экономического обоснования — ТЭО) — что тут писать? Основания для проведения работ могут быть разными: приказ высшего руководства при проведении инициативной разработки, договор с заказчиком, конкурсные документы, оперативно–техническая записка и еще много чего. Ненужное удалить.
Наименование организации–заказчика (технико–экономического обоснования — ТЭО)
Наименование организации–заказчика (технико–экономического обоснования — ТЭО) — если таковой имеется. Если разработка ведется инициативно, то заказчиком будет, скорее всего, высшее руководство предприятия–исполнителя (или руководство какого–то смежного подразделения того же предприятия).
Наименование организаций–участников работ (по разработке ТЭО)
Наименование организаций–участников работ (по разработке ТЭО) — могут быть подрядчики и субподрядчики, всех их надо перечислить. Ну и заказчик тоже является организацией–участником.
Сроки начала и окончания работ (по разработке технико–экономического обоснования — ТЭО)
См. Основание для проведения работ, перечисленные в этом подразделе документы всегда содержат сведения о сроках начала и окончания работ.
Источники, объемы, порядок финансирования работ (по разработке технико–экономического обоснования — ТЭО)
Источник — это либо заказчик, либо госбюджет, либо сам исполнитель — самофинансирование. Объемы финансирования обычно расписываются по стадиям и этапам выполнения работ (выполнил стадию или этап — получи кусок финансирования в определенном объеме), что, собственно, и составляет порядок финансирования.
Перечень нормативно–технических документов, методических материалов, использованных при проведении ТЭО
Перечень нормативно–технических документов, методических материалов, использованных при проведении ТЭО — здесь приводится перечень стандартов и методических указаний. Для любых видов автоматизированных систем это будут ГОСТы 34–го комплекса и РД 50–34.698–90 (в качестве методических указаний), а также ссылочные стандарты.
Далее: |
О ссылочных стандартах
Ссылочные стандарты в ГОСТ 34.ххх и РД 50–34.698–90 далеко не всегда указываются явно. Так, к примеру, в подразделах «Требования к надежности» и «Требования безопасности» технического задания по ГОСТ 34.602 они не указаны, но подразделы эти должны разрабатываться согласно ГОСТ 27.ххх и ГОСТ 12.ххх соответственно. Но мужики–то не знают, а потому и спрашивают, а что в этих писать?!
Подраздел «Требования к качеству программных средств» должен разрабатываться согласно ГОСТ 28195, «Требования по диагностированию системы» — согласно ГОСТ 20911.
Иными словами, к любому разделу (подразделу и т.д.) технического задания может и должен быть «прикручен» соответствующий ссылочный стандарт или набор стандартов, но этого сделано не было изначально, а потом весь комплекс стандартов на автоматизированные системы с момента начала его действия так толком ни разу и не пересматривался (это со слов г–на Г. Е. Колесникова из Сертинформ ВНИИНМАШ). Это и понятно, 34–й комплекс стандартов датируется 89–90 годами прошлого века, когда перестроечный горбачевский бардак практически уже привел к развалу страны и всем стало не до стандартизации, выжить бы...
Характеристика объекта и существующей системы управления
Согласно п. 2.3 ГОСТ 24.202–80 раздел «Характеристика объекта и существующей системы управления» должен содержать:
- общую характеристику объекта;
- характеристику производственно–хозяйственной деятельности, организационной и производственной структуры объекта;
- характеристику существующей системы управления и ее структурных элементов с указанием распределения функций управления между элементами организационной структуры;
- характеристику функций управления, используемых методов и средств управления;
- перечень и характеристику недостатков в организации и управлении объектом (в методах управления, организационной структуре управления, выполнении функций управления, обеспечении информацией и т.д.);
- оценку производственных потерь, возникающих из-за недостатков в организации и управлении по объекту в целом и его частям (ухудшение технико-экономических и социальных показателей деятельности объекта и его частей);
- характеристику готовности объекта к созданию АСУ.
Примечание — Для объектов с развиваемыми АСУ в разделе приводят характеристики автоматизированных и неавтоматизированных частей существующей системы управления.
Все также тупо и формально создаем соответствующие подразделы путем копирования, не забывая грамотно «просклонять и проспрягать» их.
Общая характеристика объекта
Общая характеристика объекта — в отношении общей характеристики объекта можно хоть Соловьёвым заливаться. Разумнее всего зайти на официальный сайт заказчика и срисовать оттуда раздел «О компании» или аналогичный по смыслу. Вот простой пример:
ООО «Газпром добыча где–то там» — мощная высокорентабельная компания, в сферу деятельности которой входит:
- поиск и разведка новых залежей нефти и газа;
- интенсификация действующих месторождений;
- добыча газа, конденсата, нефти;
- подготовка углеводородного сырья;
- оказание услуг по подготовке сырья сторонних поставщиков;
- транспорт газа, конденсата, нефти и продуктов их подготовки;
- обеспечение области газом и жидким топливом;
- обеспечение промышленной и экологической безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов;
- мониторинг окружающей среды.
ООО «Газпром добыча где–то там» выпускает высоколиквидную конкурентоспособную продукцию:
- сухой газ;
- сжиженный газ;
- стабильный конденсат с нефтью;
- широкую фракцию легких углеводородов;
- пропан–бутан технический;
- этан;
- гелий (газообразный, жидкий);
- одорант;
- сера (жидкая, комовая, гранулированная);
- жидкий кислород;
- жидкий азот».
И в таком духе.
Характеристика производственно–хозяйственной деятельности, организационной и производственной структуры объекта
Характеристика производственно–хозяйственной деятельности, организационной и производственной структуры объекта — с этим сложнее. Чтобы все перечисленное охарактеризовать, следует открыть материал Стадии и этапы создания АС по ГОСТ 34.601–90 и с особой пристальностью отнестись к этапам 1.1 и 2.1. Фактически это проведение предпроектного обследования, о котором было рассказано в статье Анкетирование и интервьюирование на предпроектных стадиях создания АС.
Об организационно–хозяйственной деятельности в части ее текущего состояния вам расскажут неохотно и сбивчиво, но расскажут. Предположим, все про тот же документооборот. Про организационную структуру объекта — возможно, но на уровне организационно–штатной структуры организации, о вертикальных и горизонтальных связях между подразделениями.
А вот о производственной структуре могут и умолчать. При обследовании одной энергоснабжающей организации потребовалась информация о схеме прокладки подземных силовых кабельных сетей с привязкой к карте местности, но в информации этой было немедленно отказано, поскольку она попросту секретна. Пример, быть может, не слишком удачен, но суть отражает.
Характеристика существующей системы управления и ее структурных элементов с указанием распределения функций управления между элементами организационной структуры
Характеристика существующей системы управления и ее структурных элементов с указанием распределения функций управления между элементами организационной структуры — этот подраздел во многом повторяет предыдущий.
Характеристика функций управления, используемых методов и средств управления
Характеристика функций управления, используемых методов и средств управления — этот тоже, но просто на более детальном уровне. Все это расписывается по результатам проведения предпроектного обследования. Данный пункт и оба предыдущих — «три сапога — пара».
Перечень и характеристика недостатков в организации и управлении объектом (в методах управления, организационной структуре управления, выполнении функций управления, обеспечении информацией и т.д.)
Перечень и характеристика недостатков в организации и управлении объектом (в методах управления, организационной структуре управления, выполнении функций управления, обеспечении информацией и т.д.) — рассуждать об этих правильных вещах можно много и долго 😳
О недостатках организации — кто помнит, во время оно надо было отстоять очередь за колбасой, пока продавец ее не взвесит и не объявит цену, затем, уже зная цену, отстоять очередь в кассу и пробить чек, а потом с чеком вернуться к прилавку и забрать свою колбасу. Или то, что творилось во всяких коммунальных организациях до введения «одного (единого) окна» — приходилось за каждой бумажкой занимать очередь в каждое отдельное окошко, а затем в другие, чтобы передать туда эту бумажку и получить другую.
В этом подразделе надо расписать всю ту дурь, которая имеет место быть в настоящее время, а уж критиковать все мы горазды 😂
Отдельно об обеспечении информацией. При Союзе в мало–мальски серьезных организациях всегда присутствовали БНТИ — бюро научно–технической информации. А то и отделы — ОНТИ. Чем они занимались: они рассылали руководителям подразделений бумажные карточки, содержащие библиографическую информацию по тематике подразделения или по конкретному запросу его руководителя. Такое информирование было не слишком эффективным, поскольку информационный поиск велся вручную по формальным признакам — ключевым словам, а не по смысловому содержанию — такое стало возможно сравнительно недавно с появлением мощных автоматизированных реферативных баз данных.
Оценка производственных потерь, возникающих из–за недостатков в организации и управлении по объекту в целом и его частям (ухудшение технико–экономических и социальных показателей деятельности объекта и его частей)
Оценка производственных потерь, возникающих из–за недостатков в организации и управлении по объекту в целом и его частям (ухудшение технико–экономических и социальных показателей деятельности объекта и его частей) — возьмем за пример очереди на кассы в «Шестерочках» или иных подобных заведениях. Народ офигевает и злится, когда из десяти касс работают две, многие просто бросают корзинки или тележки и уходят без покупок. Потери прямые — снижение объемов продаж и выручки, т.е. показателей экономических. И социальные тоже — злющий покупатель уходит с мыслью «Да чтоб я еще раз сюда поперся...». Теряется имидж организации и снижается «лояльность» покупателей.
Характеристика готовности объекта к созданию АСУ
Характеристика готовности объекта к созданию АСУ — должны быть какие–то изначальные предпосылки, упрощающие создание и внедрение АС на объекте. Если, к примеру, на объекте имеется локальная сеть, проводная или беспроводная, то объект БОЛЕЕ готов, а если нет, то МЕНЕЕ 😂
Есть штат персонала, способного эксплуатировать АС — БОЛЕЕ готов, нет — МЕНЕЕ. Ну и так далее.
Цели, критерии и ограничения создания АСУ
Согласно п. 2.4 ГОСТ 24.202–80 раздел «Цели, критерии и ограничения создания АСУ» должен содержать:
- формулировку производственно-хозяйственных, научно-технических и экономических целей и критериев создания АСУ;
- характеристику ограничений по созданию АСУ.
Примечание — Цели и критерии создания АСУ должны быть заданы в виде изменения значений соответствующих показателей.
Далее: |
Формулировка производственно–хозяйственных, научно–технических и экономических целей и критериев создания АСУ
Формулировка производственно–хозяйственных, научно–технических и экономических целей и критериев создания АСУ — о целях заморачиваться не будем, дадим ссылку на подраздел «Цели создания системы» одной из предыдущих статей, в нем все четко расписано и не имеет смысла повторяться. С критериями тоже все очевидно, это — Соотношение, характеризующее степень достижения цели деятельности и принимающее различные числовые значения в зависимости от используемых воздействий на объект деятельности или конкретных результатов деятельности [из 6 прил. 1 ГОСТ 34.003-90].
Характеристика ограничений по созданию АСУ
Характеристика ограничений по созданию АСУ — допустим, смета на банкет по случаю согласования и утверждения технико–экономического обоснования не должна превышать такой–то суммы. Чем не ограничение? Т.е. снизиться с такой–то суммы до другой–то суммы – а это уже изменения значений соответствующих показателей.
Функции и задачи создаваемой АСУ в технико–экономическом обосновании (ТЭО)
Согласно п. 2.5 ГОСТ 24.202–80 раздел «Функции и задачи создаваемой АСУ» должен содержать:
- обоснование выбора перечня автоматизированных функций и комплексов задач (задач) управления с указанием очередности внедрения;
- требования к характеристикам реализации функций и задач управления в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, определяющими общие технические требования к АСУ конкретного вида;
- дополнительные требования к АСУ в целом и ее частям, учитывающие специфику объекта управления и создаваемой АСУ.
Продолжаем действовать в духе детализации, см. Детализация — Как писать техническое задание?!
Обоснование выбора перечня автоматизированных функций и комплексов задач (задач) управления с указанием очередности внедрения
Обоснование выбора перечня автоматизированных функций и комплексов задач (задач) управления с указанием очередности внедрения — здесь надо вернуться к подр. Характеристика производственно–хозяйственной деятельности, организационной и производственной структуры объекта и нижележащим, в них все рассказано, что и где плохо, поэтому сразу становится понятным перечень всего того, что надо автоматизировать.
В части очередности внедрения, см. Очередь автоматизированной системы (АС) (Automated system sequence) по ГОСТ 34.003–90.
Требования к характеристикам реализации функций и задач управления в соответствии с действующими нормативно–техническими документами, определяющими общие технические требования к АСУ конкретного вида
Требования к характеристикам реализации функций и задач управления в соответствии с действующими нормативно–техническими документами, определяющими общие технические требования к АСУ конкретного вида — ничего нового, см. Перечень нормативно–технических документов, методических материалов, использованных при проведении ТЭО.
Дополнительные требования к АСУ в целом и ее частям, учитывающие специфику объекта управления и создаваемой АСУ
Дополнительные требования к АСУ в целом и ее частям, учитывающие специфику объекта управления и создаваемой АСУ — допустим, АС — изделие военной техники. Можно смело добавлять что–нибудь о ее живучести и мерах по соблюдению режима секретности, по системе защиты секретной информации.
Ожидаемые технико–экономические результаты создания АСУ
Согласно п. 2.6 ГОСТ 24.202–80 раздел «Ожидаемые технико–экономические результаты создания АСУ» должен содержать:
- перечень основных источников экономической эффективности, получаемых в результате создания АСУ (в том числе — экономия производственных ресурсов, улучшение качества продукции, повышение производительности труда и т.д.) и оценку ожидаемых изменений основных технико–экономических и социальных показателей производственно–хозяйственной деятельности объекта (например показателей по номенклатуре и объемам производства, себестоимости продукции, рентабельности, отчислениям в фонды экономического стимулирования, уровню социального развития);
- оценку ожидаемых затрат на создание АСУ с распределением их по очередям создания АСУ и по годам;
- ожидаемые обобщающие показатели экономической эффективности АСУ.
Примечание — В разделе указывают только те показатели деятельности объекта, которые будут претерпевать изменения в результате создания АСУ.
Тут, наверное, комментарии излишни. Хотя...
Откроем подр. Оценка производственных потерь, возникающих из–за недостатков в организации и управлении по объекту в целом и его частям (ухудшение технико–экономических и социальных показателей деятельности объекта и его частей). Насколько снижается товарооборот, если из десяти работают всего две кассы? Потери экономические? Безусловно! Это еще и истечение срока годности продуктов (с последующей их утилизацией), излишняя загрузка складских помещений — а они должны опустошаться достаточно шустро — товар должен разлетаться как можно быстрее.
Выводы и предложения
Согласно п. 2.7 ГОСТ 24.202–80 раздел «Выводы и предложения» должен состоять из следующих подразделов:
- выводы о производственно–хозяйственной необходимости и технико–экономической целесообразности создания АСУ;
- предложения по совершенствованию организации и управления;
- рекомендации по созданию АСУ.
Примечание — Подраздел «Рекомендации по созданию АСУ» включают в раздел только при положительном решении вопроса о создании АСУ.
Согласно п. 2.7.1 ГОСТ 24.202–80 подраздел «Выводы о производственно–хозяйственной необходимости и технико–экономической целесообразности создания АСУ» должен содержать:
- сопоставление ожидаемых результатов создания АСУ с заданными целями и критериями создания АСУ (по целевым показателям и нормативным требованиям);
- принципиальное решение вопроса о создании АСУ (положительное или отрицательное).
Тоже все просто. Цели — улучшить что–то, а предполагаемые результаты — такие–то. В плюс уходим? Отлично! Принимаем положительное принципиальное решение вопроса о создании АС.
Согласно п. 2.7.2 ГОСТ 24.202–80 подраздел «Предложения по совершенствованию организации и управления» должен содержать предложения:
- по совершенствованию производственно–хозяйственной деятельности;
- по совершенствованию организационной и функциональной структур системы управления, методов управления, по развитию видов обеспечения АСУ и т.д.
Примечание — Предложения должны быть конкретными и отражать основные направления совершенствования организации и управления.
Все повторяется вновь и вновь — документы должны замыкаться сами на себя 🤣 Предложения по:
- по совершенствованию производственно–хозяйственной деятельности — см. Характеристика производственно–хозяйственной деятельности, организационной и производственной структуры объекта;
- по совершенствованию организационной и функциональной структур системы управления, методов управления, по развитию видов обеспечения АСУ и т.д. — см. ту же ссылку.
Что надо сделать в рамках усовершенствования? Сократить очереди у касс, создать систему электронного документооборота, чтобы бухгалтеры не носились с бумажками и т.д.
Согласно п. 2.7.3 ГОСТ 24.202–80 подраздел «Рекомендации по созданию АСУ» должен содержать рекомендации:
- по виду создаваемой АСУ, ее совместимости с другими АСУ и неавтоматизируемой частью существующей системы управления;
- по организационной и функциональной структуре создаваемой АСУ;
- по составу и характеристикам подсистем и видов обеспечения АСУ;
- по организации использования имеющихся и приобретению дополнительных средств вычислительной техники;
- по составу организаций–разработчиков, которые необходимо привлечь к созданию АСУ;
- по рациональной организации разработки и внедрения АСУ;
- по определению основных и дополнительных, внешних и внутренних источников и видов объемов финансирования и материального обеспечения разработок АСУ;
- по обеспечению производственных условий создания АСУ;
- другие рекомендации по созданию АСУ.
А вот тут комментарии уж точно излишни.
Как–то так...