Назначение и цели создания (развития) системы — основополагающий раздел технического задания на автоматизированную систему, разрабатываемого согласно ГОСТ 34.602. Как элемент иерархической структуры техзадания раздел занимает наивысший уровень иерархии. В документах раздел выделяется (и нумеруется), как правило, заголовком 1–го уровня. От того, насколько четко сформулированы цели и задачи в содержимом данного раздела, всецело зависит ход дальнейшей разработки. Редакция от 10.12.2024.
Создан 01.03.2014 10:40:02
При разработке любого раздела, подраздела, пункта, подпункта технического задания следует помнить об одной очень простой, но не для всех очевидной истине. Техническое задание — это страшный и очень подлый документ. С его помощью можно не только выпороть исполнителя по полной программе, но и капитально прогнуть заказчика, а также во многом «перекрыть» предшествующий самому ТЗ договор. Многие в это не верят, а зря. Весь вопрос состоит в том, кто окажется умнее — заказчик или исполнитель. Тот, кто умнее, сможет использовать ТЗ в качестве инструмента для манипуляций ближним своим, см. Страшная правда о техническом задании. И если цели и задачи в данном разделе поставлены криво — жди проблем.
Начнем, как всегда, с нормативных документов и терминологии. Итак, что имеется по составу раздела в соответствующем стандарте на продукцию — ГОСТ 34.602–89? услуги КВЭД
2.1 Назначение системы
2.4.1 В подразделе «Назначение системы» указывают вид автоматизируемой деятельности (управление, проектирование и т.п.) и перечень объектов автоматизации (объектов), на которых предполагается использовать систему.
Для АСУ дополнительно указывают перечень автоматизируемых органов (пунктов) управления и управляемых объектов [из 2.4.1 ГОСТ 34.602–89]
Очевидно, что расписать в ТЗ вид автоматизируемой деятельности и перечень объектов автоматизации для разработчика с хорошей профессиональной подготовкой не составит особого труда. Но достаточно пролистать десяток–два статей про разработку техзаданий из верхушки поисковой выдачи, чтобы обнаружить в них множество недочетов и ошибок, обусловленных непониманием или неверной интерпретацией требований указанного стандарта. Постараемся скомпенсировать все указанные недостатки.
Далее: |
2.1.1 Вид автоматизируемой деятельности
Пусть видом автоматизированной деятельности будет управление или услуги КВЭД>. Управление — это Совокупность целенаправленных действий, включающая оценку ситуации и состояния объекта управления, выбор управляющих воздействий и их реализацию [из 10 прил. 1 ГОСТ 34.003–90].
Из толкового словаря
НАЗНАЧЕНИЕ, назначения, ср. (книжн.).
- Действие по гл. назначить–назначать. Назначение лекарства. Назначение на должность.
- Постановление о зачислении на службу, направление на определенную должность. Получить назначение на окраину. «Я приближался к месту моего назначения.» Пушкин.
- Целесообразное применение, предполагаемая роль или действие кого–чего–нибудь. Назначение маятника — регулировать ход часов. Не отвечать своему назначению. Отряд особого назначения. Факультет особого назначения. Использовать что–нибудь по прямому назначению. Не по назначению.
- Цель, задача, миссия (книжн. ритор.). «Не забывай высокого, святого назначения.» Пушкин.
Д.Н. Ушаков. 1935–1940.
Чтобы реализовать совокупность целенаправленных действий, необходимо решить ряд задач (см. перечисление 4), из чего следует, что назначение системы можно представить в виде перечня решаемых задач. Если вид автоматизированной деятельности очевиден, то он может быть представлен так, как изображено на рисунке.
Но помимо управления и проектирования в ГОСТе упоминается еще и «и т.п.», и это самое «и т.п.» порой бывает крайне сложно сформулировать укрупненно, кратко и емко, хотя при этом задачи, решаемые системой, могут быть совершенно прозрачны. Чтобы не напрягаться и не фантазировать на эту тему, можно подойти к назначению от решаемых задач, см. рисунок.
Формулировки вполне корректные и не вызовут никаких нареканий. Проверено многолетним опытом согласования документов с заказчиком.
Примечание от 20.05.2015 г. — Часто подобрать подходящий вид автоматизированной деятельности можно из ОКВЭД. Если, к примеру, речь идет об автоматизации розничной сети аптек, то формулировка может быть такова: «Основной вид деятельности, для автоматизации которого предназначена Издели?, — согласно коду ОКВЭД 52.31 Розничная торговля фармацевтическими товарами».
2.1.2 Перечень объектов автоматизации
К сожалению, ГОСТ 34.003–90 не раскрывает понятия объекта автоматизации, но для подготовки содержимого данного раздела достаточно будет и приведенных ниже схожих по смыслу определений. Итак:
- объект деятельности — Объект (процесс), состояние которого определяется поступающими на него воздействиями человека (коллектива) и, возможно, внешней среды [из 7 прил. 1 ГОСТ 34.003–90];
- объект информатизации — Совокупность информационных ресурсов, средств и систем обработки информации, используемых в соответствии с заданной информационной технологией, а также средств их обеспечения, помещений или объектов (зданий, сооружений, технических средств), в которых эти средства и системы установлены, или помещений и объектов, предназначенные для ведения конфиденциальных переговоров [из 3.1 ГОСТ Р 51275–2006];
- технологический объект управления — Объект управления, включающий технологическое оборудование и реализуемый в нем технологический процесс [из 7.1 ГОСТ 34.003–90];
технический объект — Любое изделие (элемент, устройство, подсистема, функциональная единица или система), которое можно рассматривать в отдельности.
Примечание — Объект может состоять из технических средств, программных средств или их сочетания и может в частных случаях включать людей, его эксплуатирующих, обслуживающих и (или) ремонтирующих. Определение термина «технический объект (объект)» изложено с учетом определения этого термина, приведенного в МЭК 50(191).
- [из 3.12 ГОСТ 27.310–95];
информационный объект — Идентифицированная (именованная) совокупность данных в информационной системе, обладающая набором атрибутов (характеристик) и предполагающая определенный метод обработки.
Примечание — В эксплуатационных документах информационный объект представляет собой смысловую и (или) структурную единицу технической информации.
- [из 3.1.4 ГОСТ 2.053–2013];
объект измерения — Тело (физическая система, процесс, явление и т.д.), которое характеризуется одной или несколькими измеряемыми физическими величинами.
- Пример — Коленчатый вал, у которого измеряют диаметр, технологический процесс, во время которого измеряют температуру, спутник Земли, координаты которого измеряются. Это все объекты измерения [из 5.19 РМГ 29–99];
- и множество иных объектов, определения которых можно найти здесь. Автоматизировать можно все.
Пример перечня объектов автоматизации изображен на рисунке.
2.2 Цели создания системы
2.4.2 В подразделе «Цели создания системы» приводят наименования и требуемые значения технических, технологических, производственно-экономических или других показателей объекта автоматизации, которые должны быть достигнуты в результате создания АС, и указывают критерии оценки достижения целей создания системы [из 2.4.2 ГОСТ 34.602–89]
Цели создания системы — вопрос тонкий. Среди стандартизованных определений найдена лишь цель деятельности — Желаемый результат процесса деятельности [из 5 прил. 1 ГОСТ 34.003–90]. Это еще как–то похоже на цель создания, поскольку результат может быть представлен положительной динамикой: повышением (эффективности), снижением (затрат) и т.д.
Примечание от 24.09.2014 г. — Еще одна цель — Планируемый результат (выход системы) [ИСО 9241–11:1998, 3.8] [из 3.5 ГОСТ Р ИСО 9241–110–2016], но это очередная ИСО'шная глупость, поскольку целью создания системы не может являться собственно создание системы.
И еще из ГОСТ 24.202–80: 2.4 Раздел «Цели, критерии и ограничения создания АСУ» должен содержать:
- формулировку производственно-хозяйственных (3.1), научно-технических (3.2) и экономических целей и критериев создания АСУ (3.3);
- характеристику ограничений по созданию АСУ (3.4).
Примечание — Цели и критерии создания АСУ должны быть заданы в виде изменения значений соответствующих показателей.
[из 2.4 ГОСТ 24.202–80]. Подчеркиваем: ЦЕЛЬ — это именно ИЗМЕНЕНИЯ, т.е. ДИНАМИКА (причем только положительная. Ухудшения никому не нужны, только улучшения).
2.2.1 Наименования и требуемые значения технических, технологических, производственно–экономических или других показателей объекта автоматизации, которые должны быть достигнуты в результате создания АС
Хорошо, когда есть возможность привести наименования и требуемые значения технических, технологических, производственно–экономических или других показателей объекта автоматизации, которые должны быть достигнуты в результате создания АС, — тогда все совсем просто и до слез понятно. А если значения показателей могут быть только качественными, а количественную их оценку провести не представляется возможным, то что делать тогда?
Тогда стоит вспомнить, что цель в технике — не мишень, а положительная динамика как результат процесса деятельности, см. рисунок выше, т.е. цель в качественном ее понимании есть повышение эффективности, производительности, результативности, увеличение чего–то, снижение издержек, сокращение затрат — ну и так далее. Заказчику не слишком интересна автоматизированная система ради нее самой, ему хочется получить от АС какую–то выгоду для себя. Ничего личного, это просто бизнес 🤣 Поэтому заказчик обязательно согласится с такой формулировкой целей создания системы.
Все просто. Для достижения конкретно поставленной цели необходимо решить конкретную задачу. Заказчик будет вне себя от счастья. И благодарность его не будет иметь границ. В разумных пределах, разумеется. Но при этом цели и задачи должны быть гармонизированы.
Термин «гармонизация» применяется все больше к стандартам, см. гармонизированные стандарты. Смысл гармонизации в целом состоит во взаимопонимании, соответствии, эквивалентности. И в достижении консенсуса при плюрализме мнений. В данном конкретном случае под гармонизацией понимаем соответствие решаемых задач поставленным целям. Для простоты приведем известный всем пример из программы КПСС (не дословно, конечно): цель — повышение благосостояния всего советского народа. Одна из решаемых задач для достижения указанной цели — к 2000 году обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой. Стоит обратить внимание, что назначение (перечень задач) и цель гармонизируются, «бьются» на все сто процентов, как бухгалтерский баланс — до копеечки.
Напоследок о критериях оценки достижения целей создания системы.
2.2.2 Критерии оценки достижения целей создания системы
Если точных количественных критериев нет, то можно сформулировать критерий наподобие коэффициента технического использования.
Если жители города много и часто читают новости на портале, это очень хорошо. Но если редко смотрят видео, это очень плохо. Подобную статистику по любому порталу отследить несложно. Таким образом, задача чтения новостей обладает высоким «коэффициентом технического использования», а задача просмотров — низким. Это и есть критерии оценки достижения целей создания системы.
Вот и все. Вряд ли заказчик сумеет предъявить какие–либо претензии к исполнителю, ведь все гладко, четко, ясно и прозрачно расписано.