Первая статья цикла, посвященного оценке качества техдокументации. Цикл статей будет полезен:
- специалистам подрядных организаций, в чьи задачи входит разработка изделий, программных средств, автоматизированных систем и документации, сопровождающей стадии и этапы разработки, при приемосдаточных испытаниях, конкурсной разработке, если, конечно, важна победа, а не просто «техническое» участие в конкурсе;
- экспертам предприятий–заказчиков при приемке работ у подрядчиков;
- участникам конкурсных комиссий, готовящим экспертные заключения по документам, представленным участниками конкурса.
Редакция от 10.12.2024.
Создан 17.12.2011 10:13:46
Наиболее подходящими для решения задачи оценки качества технической документации являются, с нашей точки зрения, ГОСТ 2.105, ГОСТ 19.106 и ГОСТ 28195. Вызывает интерес и ГОСТ 8.417–2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы физических величин.
Если почтенной публике известны какие–либо иные нормативные документы — просьба не стесняться и делиться познаниями.
Качество технической документации — и это ни для кого не секрет — из года в год катастрофически снижается. Вражеская пропаганда в лице зарубежных и отечественных средств массовой информации делает свое черное дело — люди разучились как писать, так и читать. Этот факт вынуждены учитывать даже крупные компании, поэтому в последнее время руководства пользователя и различные инструкции, сопровождающие изделия, выпускаются в виде комиксов. Но это тема отдельной статьи, а пока приведем пару примеров безобразной техдокументации — «бытовой» и «инновационный».
«Семейная лодка разбилась о быт...»
Вот этикеточка на некое изделие, властью и непоколебимой волей технического пейсателя получившая гордое название «Руководство пользователя».
«Языки пламени безжалостно лизали всю посуду, категорически оставляя на их пустом содержимом некрасивые пятна кондиционной влаги ...» Комментарии, как говорится, излишни, а «за пунктуацию таки и вовсе не имею шо сказать». Как будто бы и не существует п. 4.2.3 ГОСТ 2.105...
4.2.3 В тексте документа не допускается:
- применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;
- применять для одного и того же понятия различные научно–технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
- применять произвольные словообразования;
- применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также в данном документе;
- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц, и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.
[из 4.2.3 ГОСТ 2.105–95]
Но быт остается бытом, поэтому никаких чувств(–с), кроме легкой брезгливости по отношению к автору этикетки, не возникает. «Инновационный» пример более показателен.
Инновационный подход к проведению и документированию опытно–конструкторских работ (ОКР)
Цельнотянуто из Постановления Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 годы». В словарь Ожегова, конечно же, авторы концепции не заглянули...
НОВОВВЕДЕНИЕ, –я, ср. Новое правило, вновь установленный порядок... [Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4–е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.]
Определение инновации почему–то напомнило знаменитое «бой есть единственное средство достижения победы в бою» (из Полевого Устава РККА) или «я — командир первой эскадрильи, которой командую я!». Инновация раскрывается через инновационную деятельность, определение которой дано в следующем абзаце концепции. Но радует, что хоть не через самое себя...
Экспертиза технической документации при проведении конкурсных разработок
Нынешним летом АНО «Спортивное вещание» проводило не совсем характерный для себя открытый конкурс, и в этой связи (для поддержки штанов) были привлечены специалисты «Технической документации». Сработала многолетняя дружба вкупе с опытом документирования портальных решений с миллионными ежесуточными посещениями и прямыми телевизионными трансляциями в сети Интернет (Интернет–портал телеканала «Спорт»). Задача сначала казалась тривиальной: всего–то надо было разработать конкурсное техническое задание, на основании которого участники конкурса должны были разработать свои развернутые варианты ТЗ, а затем определиться с компанией–победителем конкурса.
Некоторые проблемы возникли при определении критериев победителя: традиционным путем — выбор компании, дольше всех присутствующей на профильном рынке, «сертифицированность» ее специалистов, минимальные финансовые запросы и т.п. — пойти было невозможно, поскольку организацией упомянутых выше прямых телевизионных трансляций (транскодированием эфирного вещания в режиме реального времени в Интернет–вещание) не мог похвастаться почти никто. Поэтому основным критерием отбора стал технический уровень документов, представленных участниками на конкурс.
В данном конкретном случае технический уровень определялся прозрачностью и полнотой развернутого функционала, владением терминологией и оформлением документации, т.е. проводилась техническая экспертиза (по существу функционала), а затем что–то схожее с нормоконтролем и метрологической экспертизой. Как было указано выше, все экспертные процедуры проводились согласно ГОСТ 2.105, ГОСТ 19.106, ГОСТ 28195 и ГОСТ 8.417.
Почему ГОСТ 28195–89?
Почему же выбран ГОСТ 28195–89 Оценка качества программных средств. Общие положения? С ГОСТ 2.105 ЕСКД Общие требования к текстовым документам все прозрачно, поскольку он и содержит общие требования к текстовым документам, как и ГОСТ 19.106–78 к программным, выполненным печатным способом. С ГОСТ 8.417–2002 тоже все прозрачно — чистая метрология, а в данном случае — контроль корректности сокращения единиц физических величин...
Все дело в том, что программное средство, равно как и программное обеспечение, включают в свой состав, помимо собственно программы, еще и программную документацию. Т.е. помимо качества самой программы оценивается качество и программной документации. И, как показала практика, не только программной.
Теперь детально о ГОСТ 28195–89 с использованием аутентичного текста самого стандарта.
Согласно п. 1.1 ГОСТ 28195–89 оценка качества осуществляется на всех этапах жизненного цикла ПС при:
- планировании показателей качества ПС;
- контроле качества на отдельных этапах разработки (техническое задание, технический проект, рабочий проект);
- контроле качества в процессе производства ПС;
- проверке эффективности модификации ПС на этапе сопровождения.
Вообще–то согласно ГОСТов 19 и 34 техническое задание, технический проект и рабочий проект трактуются как стадии, см. Стадии разработки по ГОСТ 19.102–77 или Наименования документов, разрабатываемых при проектировании системы по ГОСТ 34.201–89. Неувязочка вышла... Также в тексте стандарта упоминаются невесть откуда взявшиеся фазы и этапы, а не стадии жизненного цикла... По несоответствиям в ГОСТ 28195–89 здесь и далее мы пройдемся весьма основательно.
Согласно 1.2 ГОСТ 28195–89 оценка качества ПС представляет собой совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемого ПС, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями.
Согласно 1.5 ГОСТ 28195–89 методы определения показателей качества ПС различаются:
- по способам получения информации о ПС — измерительный, регистрационный, органолептический, расчетный;
- по источникам получения информации — традиционный, экспертный, социологический.
Согласно 1.5.5 ГОСТ 28195–89 определение значений показателей качества ПС экспертным методом осуществляется группой экспертов–специалистов, компетентных в решении данной задачи, на базе их опыта и интуиции.
Экспертный метод применяется в случаях, когда задача не может быть решена никаким другим из существующих способов или другие способы являются значительно более трудоемкими. Экспертный метод рекомендуется применять при определении показателей наглядности, полноты и доступности программной документации, легкости освоения, структурности.
В ГОСТ 28195–89 применяются преимущественно экспертные оценки. Но, как будет показано в последующих статьях, по ряду оценочных факторов целесообразно применять не экспертный, а расчетный метод оценки. Теперь немного о методике оценки качества, предусмотренной в данном стандарте.
Для обеспечения возможности получения интегральной оценки по группам показателей качества используют факторы качества (1-й уровень): надежность ПС, сопровождаемость, удобство применения, эффективность, универсальность (гибкость) и корректность [из 2.1 прил. 2 ГОСТ 28195–89]
Если пройти по ссылкам, то можно убедиться в том, что в ГОСТ 28806–90 и ГОСТ 28195–89 с терминологическим единством дело обстоит неважно... Вероятно, это обусловлено годичной разницей в возрасте, но как–то странно все: сначала проводится оценка качества, а только год спустя формулируются комплексные показатели качества... 😗 Но если подойти с другой стороны, то сначала всегда отрабатывается технология, а потом уже определяется и гармонизируется терминология.
Каждому фактору качества соответствует определенный набор критериев качества (комплексные показатели - 2-й уровень): устойчивость функционирования, работоспособность, структурность, простота конструкции, наглядность, повторяемость, легкость освоения, доступность эксплуатационных программных документов, удобство эксплуатации и обслуживания, уровень автоматизации, временная эффективность, ресурсоемкость, гибкость, мобильность, модифицируемость, полнота реализации, согласованность, логическая корректность, проверенность [из 2.2 прил. 2 ГОСТ 28195–89]
Критерии качества определяют одной или несколькими метриками (3–й уровень). Если критерий качества определяется одной метрикой, то уровень метрики опускается [из 2.3 Прил. 2 ГОСТ 28195–89]
Метрики составляются из оценочных элементов (единичных показателей — 4–й уровень), определяющих заданное в метрике свойство. Число оценочных элементов, входящих в метрику не ограничено. Взаимосвязь факторов, критериев и метрик с фазами жизненного цикла ПС приведена на черт. 1–20 [из 2.4 Прил. 2 ГОСТ 28195–89]
Первые выводы
Настоящая статья корректировалась 30.01.2012, к этой дате уже были опубликованы вторая и третья части статьи, на подходе выход в свет и четвертой. На основании перечисленного материал ГОСТ 28195–89 можно считать проработанным достаточно глубоко для того, чтобы сделать первые выводы. А выводы такие:
- стандарт нельзя назвать чересчур легким для восприятия в силу его формализованности;
- при всей формализованности стандарта четко отслеживается его ахиллесова пята (слабое звено) — оценочные элементы, составляющие метрики.
Если дать волю эмоциям, то можно смело утверждать, что оценочные элементы описаны крайне небрежно. При сдержанной оценке вырисовывается следующее:
- оценочные элементы не раскрыты, что допускает множественное их толкование и, соответственно, сводит на нет практическое применение неплохого в целом стандарта;
- для оценок применяются (в подавляющем большинстве случаев) экспертные методы, хотя для того же подавляющего большинства оценочных элементов целесообразно применение расчетных методов.
В связи с соображениями, изложенными выше, в цикле статей будет сделан акцент именно на оценочные элементы, включая:
- их толкование;
- пояснения (с примерами);
- целесообразность их применения (возможность исключения из состава метрик);
- целесообразность замены методов оценки;
- применимость оценочных элементов к конкретным видам документов.
Отдельно будет отмечена некоторая несогласованность ГОСТ 28195–89 со стандартами ЕСПД и ЕСКД — обратите внимание на слово черт в п. 2.4 прил. 2 стандарта — 😗