Перечень функциональных подсистем, отдельных функций или задач, вводимых в действие в 1–й и последующих очередях — пункт ТЗ на АС, разрабатываемого согласно ГОСТ 34.602. Как элемент иерархической структуры техзадания может быть представлен так: Требования к системе (разд. 4) ⇨ ...к функциям (задачам), выполняемым системой (подр. 4.2) ⇨ Перечень функциональных подсистем, отдельных функций или задач, вводимых в действие в 1–й и последующих очередях (п. 4.2.2). Чем же заполнять данный пункт? Редакция от 14.12.2024.
Создан 20.04.2018 8:53:19
Из толкового словаря
Функциональный –ая, –ое, –лен, –льна (нем. funktional — лат. — см. функция).
- Относящийся к функции, функциям. Функциональная зависимость. Функциональные особенности механизма.
- Касающийся жизнедеятельности организма, не связанный с его структурой, строением. Функциональные нарушения памяти.
Функциональность — свойство функционального 1, 2.
Термины и определения
Перечень — Перечисление объектов (единиц информации) из некоторого набора.
Примечание — В зависимости от задачи списки бывают сортированные и несортированные.
[из 3.12 ГОСТ Р ИСО 9241–161–2016].
Подсистема — Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов системы, обладающих как минимум свойством целостности, и способных выполнять относительно независимые функции, цели и задачи, направленные на достижение общей цели системы [из А.22 ГОСТ Р 56602–2015]
Функциональная подсистема — Подсистема АСУ, выделенная по функциональному признаку и представляющая собой совокупность элементов АСУ (технических, программных, эргатических), участвующих в выполнении некоторой функции системы [из 7 табл. прил. 1 ГОСТ 24.701–86].
Но ключевое слово — очередь. Очередь автоматизированной системы — это Часть АС, для которой в техническом задании на создание АС в целом установлены отдельные сроки ввода и набор реализуемых функций [из 4.5 ГОСТ 34.003–90].
Комментарии
Коль скоро речь идет о сроках ввода (в действие, в эксплуатацию, в эксплуатацию изделия военной техники), то к ним можно прикрутить самые ранние и самые поздние сроки окончания работ, но никак не стадии и этапы создания автоматизированной системы.
Путаница в этих понятиях бесконечна. Практически в каждом техническом задании на АС под очередями понимаются именно стадии и этапы, что свидетельствует о слабом владении подавляющего большинства публики терминологией, как в целом, так и в области автоматизированных систем. А что делать? Издержки постсоветского образования.
Кстати, поколение автора терминологией в ВУЗах тоже особо не грузили, нечем было. На момент поступления действовала ЕСКД, ЕСПД только–только вводилась в действие, а комлексы стандартов на АСУ и АС вводились уже после окончания учебы, да еще и в перестроечных условиях, когда до стандартизации никому уже и дела не было. Так что все постигалось путем самообразования.
Итак, смысл очередей состоит в том, что сейчас мы создаем (развиваем) и вводим в действие вот эту часть АС со всеми ее подсистемами, комплексами задач, задачами, функциями, а другую часть АС (со всеми причиндалами) — когда–нибудь потом. А эти самые «сейчас» и «потом» прописываем в п. (4.2.2) Перечень функциональных подсистем, отдельных функций или задач, вводимых в действие в 1–й и последующих очередях совместно с самыми ранними и поздними сроками начала и окончания в виде списка (а лучше таблицы) примерно так:
№ очереди | Наименования (в порядке приоритета) | Самый ранний срок | Самый поздний срок | Примечания | |||||
подсистемы | комплекса задач | задачи | функции | начала | окончания | начала | окончания | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Под приоритетностью, как и в предыдущем материале, понимаем первенство, важность, критичность, иерархичность и т.п.