Требования по сохранности информации при авариях — пункт ТЗ на АС, разрабатываемого согласно ГОСТ 34.602. Как элемент иерархической структуры техзадания может быть представлен так: Требования к системе (разд. 4) ⇨ ...в целом (подр. 4.1) ⇨ ...по сохранности информации при авариях (п. 4.1.10). Чем же заполнять данный пункт? Редакция от 13.12.2024.
Создан 08.04.2018 11:16:44
Из толкового словаря
Авария и, ж. (ит. avaria — араб. awar повреждение). Повреждение какого–н. механизма, машины, устройства во время работы, движения. Произошла авария судна. Авария на атомной станции. Потерпеть аварию (также перен.: о неудаче, провале какого–н. дела, предприятия.
Термины и определения
Аварийная ситуация — Некоторое исключительное состояние системы, представляющее собой определенное сочетание отказов и (или) ошибок функционирования ее элементов (технических, программных, эргатических) и способное привести к нарушениям функционирования объекта управления (либо АК в целом), сопряженным с особо значительными техническими, экономическими или социальными потерями (т.е. к авариям).
Примечание — Аварийные ситуации в системе могут возникать в нормальных условиях ее функционирования и в результате воздействия на систему некоторого внешнего экстремального фактора (отключение питания, авария соседнего объекта управления либо АК, стихийное бедствие и пр.).
[из 6 табл. прил. 6 ГОСТ 24.701–86].
Требования стандартов
2.6.1.10 В требованиях по сохранности информации приводят перечень событий: аварий, отказов технических средств (в том числе — потеря питания) и т.п., при которых должна быть обеспечена сохранность информации в системе [из 2.6.1.10 ГОСТ 34.602–89].
Комментарии
Почти как на картинке: треснули по скорлупе, но мозг цел и ничего не забыл, следовательно, реализованы требования сохранности информации, в нем содержащейся, от аварии в результате воздействия внешнего фактора — одиночного, многократного удара или ударной волны.
Напомним, что информационная база АС включает в себя как машинную, так и внемашинную часть. Если авария или аварийная ситуация возникла в результате отказа или ошибки функционирования каких–либо элементов (или потери питания), то существует определенная доля вероятности того, что пострадает машинная часть информации, размещенная на машинных же носителях, а информация, размещенная на внемашинных носителях (на бумаге, берестяных грамотах, высеченная в камне), уж точно не пострадает. Без вариантов.
Но если аварийная ситуация возникла по причине внешних воздействий, то далеко не факт, что в сохранности останется даже наскальная живопись. Поэтому требованиями по сохранности информации должны быть предусмотрены аварийные ситуации, способные (по своим последствиям) нанести какой–либо существенный ущерб.
Классический способ обеспечения сохранности информации при любых авариях — это организация ее периодического архивирования, резервного копирования и сохранения на внешних или совсем уж удаленных или полуабстрактных носителях, где–нибудь в «облачных ресурсах», что, правда, не гарантирует сохранности в случае глобальной ядерной войны, атаки инопланетян, и совсем уж не гарантирует защищенность информации от доступа к ней самого «владельца» облака. Но если исключить форс–мажорные обстоятельства такого рода, то после разархивирования информация может быть восстановлена — это к вопросу ведения баз данных — это Деятельность по обновлению, восстановлению и перестройке структуры базы данных с целью обеспечения ее целостности, сохранности и эффективности использования [из 39 ГОСТ 20886–85].
Есть ряд стандартов, посвященых сохранности информации: это, к примеру, ГОСТ Р 54989–2012 «Обеспечение долговременной сохранности электронных документов» и ГОСТ Р 54471–2011 «СЭД. Управление документацией. Информация, сохраняемая в электронном виде. Рекомендации по обеспечению достоверности и надежности». Некоторые полезные сведения можно почерпнуть из них.