Патентное бюро (http://gospatent.ru/o-kompanii/, https://ekaterinburg.patentium.ru) — это круто! Без патентного бюро в этом мире делать нечего. А кто не верит — вот примеры: Александр Степанович Попов изобрел радио, но поленился запатентовать... В итоге запатентовал некий шустрый итальянец, поэтому «весь цивилизованный мир» считает, что радио изобрел Маркони. Менделеев тоже не запатентовал вовремя свою таблицу Менделеева, а мы теперь кусаем локти, что во «всем цивилизованном мире» знают только периодическую таблицу химических элементов. Академик Фабрикант вовремя не запатентовал лазер, Юрий Гагарин вовремя не запатентовал... В общем, из-за этого патентного права мы теряем свою первичность в этом «всем цивилизованном мире». Беда... Редакция от 31.12.2023.
Создан 18.10.2015 9:30:20
Что ж теперь поделать? Наверное, надо поступать так, как поступали китайцы: они просто закупали что-то на западе, разбирали до косточек, затем копировали и воспроизводили. И «весь цивилизованный мир» боялся и до сих пор боится предъявить им хоть малейшие претензии в части нарушения патентных прав.
Ну а что касается товарных знаков, то автору известны целых три стандартизованных определения этого понятия:
- Зарегистрированное в установленном порядке обозначение, помещаемое на товарах, упаковке или в документации, связанной с его реализацией, и служащее для отличия товаров одного предприятия от однородных товаров другого предприятия. Товарные знаки наряду с изобретениями и промышленными образцами, относятся к объектам охраны промышленной собственности [из 1.1.37 Р 50-605-80-93].
- Зарегистрированные в установленном порядке обозначения, служащие для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий. Товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными, комбинированными и другими. Товарный знак должен быть оригинально оформленным и иметь опознавательный, представительский и рекламный характер. Регистрация товарных знаков в СССР и за границей проводится в порядке, установленном Государственным комитетом СССР по делам изобретений и открытий [из 1.2 ГОСТ 26828-86].
- Охраняемое обозначение (словесное, изобразительное, объемное и другие обозначения или их комбинация), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе для отличия товаров одного предприятия от однородных товаров другого предприятия, помещаемое на товарах, упаковке или документации, связанной с его реализацией, зарегистрированное в установленном порядке и удостоверяемое свидетельством на товарный знак [из 2.1.19 ГОСТ Р 57881-2017].
А есть еще и понятие торговой марки, но мы упоминать ее не будем в силу малого объема статьи. Расскажем лучше о патентных исследованиях, проводимых ради того, чтобы «не наступить кому-нибудь на ногу» при регистрации товарного знака.
Патентными исследованиями занимаются (большей частью) именно патентные бюро, хотя автору приходилось заниматься этим и самому в ходе проектирования. Основная задача патентных бюро - защита интеллектуальной собственности как совокупности исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Результатом патентных исследований является отчет, на основании которого делается вывод о патентной чистоте, удостоверяемый патентным формуляром. И ежели продукция, товарный знак и т.п. «патентно чисты», то можно смело...
И тогда не получится, как во времена СССР: выпустили огромную партию спичек для поставки куда-то в теплые страны, а этикетки на коробках были с верблюдами и пальмами, как на известных вражеских сигаретах. Пришлось всю эту огромную партию и уничтожить, чтобы не нарушать международное патентное право.
Как-то так...