Страшная правда о юзабилити. Десять лет спустя

Прошло без малого десять лет с момента публикации двух замечательных и разгромных статей о юзабилити и юзабилизаторах - Страшная правда о юзабилити. Часть I и Страшная правда о юзабилити. Часть II. Интересно подвести итоги: а что изменилось в юзабилити как в предметной области у нас в России и у «них» - за рубежом? Редакция от 27.09.2014.

Создан 20.09.2014 16:24:22

Нынче модно собирать информацию в Интернет, включая социальные сети, а затем, после аналитико-синтетической ее переработки или простого отбора подходящих информационных вбросов, официально представлять ее в виде истины в конечной инстанции. Что случилось с малазийским боингом? Он упал... Вот и весь вопрос.

Автор не сенатор - уровень ответственности не тот, не доверяют ему пока выступать в конгрессе «североамериканских соединенных штанов1» - поэтому вынужден пойти по традиционному пути информационного анализа, а не псаху мести (выражаясь языком просвещенной русской интеллигенции).

Примечание 1 - Это из Чехова, если кто не помнит: «...Думали сначала, что он на бильярде сукно порвал, а как поглядели, братец ты мой, у него Соединенные Штаты по всем швам! Так высоко задрал, бестия, ногу, что ни одного шва не осталось...

Итак,

Смотрите:
Юзабилити в России: итоги двух пятилеток
Юзабилити у «них»
Юзабилити в целом

Юзабилити в России: итоги двух пятилеток

Но все забыли, каким ты был, вожак,

Теперь ты тихий и не сторонник драк.

Ты прячешь робость от уличных волчат,

Ты осторожен и ничему не рад.

© К. Кельми - К. Кавалерян, «Старый волк»

- Юзабилити-андертальцы

Да, автор уже не настолько пассионарен, чтобы обращать внимание на мелкое хамство бурмистровых и иже с ними. Но и в робости обвинить его сложно.

Итак, анализ Интернет-ресурсов показал, что юзабилисты как религиозная секта по сей день существует, откуда следует, что она имеет право на жизнь. Посмотрим, что изменилось к лучшему.

- Юзабилити-форум, современное состояние

ФРорум - подчеркиваю, фРорум «Usability» приказал долго жить. Пичалько... Не совсем, правда, понятно, как Usability-форум умудрился морально устареть, поскольку моралью там и не пахло, если верить первому рисунку. Скорее всего информация, содержащаяся в нем, давным-давно утратила свою значимость, если значимость когда-либо была вообще.

- User Centered Design в высоком разрешении

А это User Centered Design - сообщество ЖЖ, посвященное юзабилити. Скриншот снят в высоком разрешении - 1920 х 1280, текст абсолютно не читабелен. Юзабилити, однако... Но с новым вкусом Whiskas.

- User Centered Design в низком разрешении

Тот же User Centered Design, только в низком разрешении. Весьма юзабильно выглядит горизонтальная полоса прокрутки.

Грустно. А все могло быть иначе, см. Даёшь юзабилити-инженерию! - Страшная правда о юзабилити. Часть II. Так ведь не послушали же. Обидно даже - так для них расстарался...

Ладно, Россия в части «инновационных» технологий всегда была «впереди планеты всей». А что там у буржуев? Может, хоть у них есть какие-то подвижки?

Юзабилити у «них»

Вот снимок тыловой стороны принтера одной из известных компаний. Фамилию называть не станем, а то еще приставать начнут, противные...

- Снимок тыловой части принтера

Обратите внимание: выключатель питания и разъем сетевого кабеля расположены сзади и слева, если смотреть на устройство с фронтальной его стороны. Это весьма удобно, если расположить принтер так, как изображено на рисунке ниже.

- Расположение принтера

Очень удобно: с правой руки, на уровне свешенной кисти, легко доставать распечатки, провода не болтаются где ни попадя. Но представьте, как придется «раскорячиться», чтобы включить питание такого принтера...

Но не прошло и двух пятилеток, как юзабилизаторы компании-производителя догадались разместить выключатель питания на фронтальной (лицевой) панели новой модели, см. рисунок ниже.

- Снимок фронтальной части принтера

Вывод: у буржуев в части юзабилизации чуток получше. А все потому, что они - в рамках промышленного шпионажа - нарыли тридцатилетней давности советский ГОСТ 26387-84 Система «Человек-машина». Термины и определения, из которого усвоили для себя семь простых истин:

  1. У каждого оператора (потребителя, пользователя принтера) существует собственная концептуальная модель как «Совокупность представлений оператора о целях и задачах деятельности, состояниях объекта воздействия и системы «человек-машина», а также способах воздействия на них [из п. 16 ГОСТ 26387-84]»;
  2. Для реализации способов воздействия имеется алгоритм деятельности - «Предписание, определяющее содержание и последовательность действий оператора в системе «человек-машина» [из п. 10 ГОСТ 26387-84]» - он должен быть оптимален;
  3. Для выполнения последовательности действий существует рабочее место - «Часть пространства в системе «человек-машина», оснащенная средствами отображения информации, органами управления и вспомогательным оборудованием и предназначенная для осуществления деятельности оператора СЧМ [из п. 18 ГОСТ 26387-84]» - оно должно быть удобным и комфортным;
  4. Рабочее место включает в себя моторное поле - «Часть рабочего места оператора СЧМ, в котором размещены используемые оператором СЧМ органы управления и осуществляются его двигательные действия по управлению СЧМ [из п. 29 ГОСТ 26387-84]»;
  5. Орган управления - «Техническое средство в СЧМ, предназначенное для передачи управляющих воздействий от оператора СЧМ к машине [из п. 26 ГОСТ 26387-84]» - кнопка включения питания принтера - не должен вызывать у оператора напряженность в двигательных действиях - «Работоспособное состояние оператора СЧМ, определяемое особенностью и интенсивностью психофизиологических процессов, обеспечивающих выполнение деятельности оператора СЧМ [из п. 15 ГОСТ 26387-84]»;
  6. Отсутствие напряженности и составляет эргономичность - «Совокупность эргономических свойств системы «человек-машина» [из п. 2 ГОСТ 26387-84]»;
  7. Для реализации которой и выдумано эргономическое обеспечение - «Установление эргономических требований и формирование эргономических свойств системы «человек-машина» на стадиях ее разработки и использовании [из п. 7 ГОСТ 26387-84]».

Именно поэтому кнопка включения питания мигрировала с тыловой стороны принтера на лицевую его панель. Моисей сорок лет водил евреев по пустыне, еще бы лет десять - и компания-производитель побила бы его рекорд.

Юзабилити в целом

А в целом не изменилось ничего: юзабилист как был, так и остался визажистом. А визажист - это не профессия, а сексуальная ориентация.

Яндекс.Метрика